
1 марта – один из самых трагических и героических дней в новейшей истории России. 25 лет назад в Аргунском ущелье Чечни произошло сражение, в котором бойцы 6-й роты 76-й Гвардейской десантно-штурмовой дивизии вступили в неравный бой с террористами Хаттаба.
90 солдат и офицеров сдерживали натиск двух тысяч боевиков. Выжить удалось лишь шестерым российским бойцам. Потери боевиков составили 400 человек.
В субботу, 1 марта, президент РФ Владимир Путин поговорил по телефону с Лидией Евтюхиной, потерявшей в том бою сына. Командир батальона Марк Евтюхин был тяжело ранен, но не отступил и вызвал огонь на себя. Посмертно ему было присвоено звание Героя России. Президент дал высочайшую оценку подвигу десантников и подчеркнул, что в нашей стране его никогда не забудут.
Подвигу 6-й роты посвящен новый фильм Андрея Кондрашова – «Высота».
«Высота номер 776» – так на военных картах обозначается место боя, где погибли 84 десантника. Командование говорит о них, как о героях-панфиловцах, а это место называют Брестской крепостью в горной Чечне. Однако гораздо чаще эту высоту называют просто «горой смерти».
Съемочная группа программы «Вести» тогда добралась до места боя первой и рассказала о подвиге псковского десанта, вставшего заслоном на пути двух с половиной тысяч боевиков. Уже тогда было понятно – героизм, а время показало, насколько он был важен для нашего будущего. Высота, на которую был поднят российский боевой дух, была взята именно в те дни.
«К 26 числу, ориентировочно, в районе населенного пункта Улус-Керт было сосредоточено от 2500 до 3000 боевиков. 104-й полк, сводный 104 полк, полковая тактическая группа, в этот момент продвигалась вперед с целью закрыть, <…> то есть не дать возможности боевикам продвигаться в сторону Дагестана и в сторону равнины. Соответственно, полковая тактическая группа 104-го полка, продвигаясь вперед, на момент 25-го числа начала переходить на взводных опорных пунктах для блокирования ущелья Аргунского», – вспоминает Андрей Величенко, заместитель командира батальона парашютно-десантного полка.
По его словам, для проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями внутренних войск МВД была поставлена задача первой парашютно-десантной роте совершить марш и заблокировать выход боевиков в сторону гор.
«В то же время третья парашютно-десантная рота выдвинулась севернее, получается, <…> с занятием огневых позиций для дальнейшей возможности продвижения подразделений. 29 числа шестой парашютно-десантной роте была поставлена задача совершить марш через КНП первого батальона <…> и выйти к отметке 776 и отметке 787, тем самым создав рубеж блокирования», – сказал Величенко.
6-я рота была сводной: в ее составе были два разведвзвода и был придан для усиления третий взвод 4-й роты. Командир Сергей Молодов был тогда только назначен, он не успел познакомиться с бойцами, поэтому комбат Марк Евтюхин решил подстраховать майора – отправился в горы с ним.
Разведдозор, который обеспечивал выдвижение роты, наткнулся на засаду. Десантники завязали бой. Боевики ответили огнем из пулеметов, снайперских винтовок и стали подтягивать дополнительные силы.
«Там получилось так, что когда разведка шла впереди, и когда…мы шли сзади, после разведки шел Молодов, комбат, и мы тут, я в этой тройке, ну, в этой…впереди в этой пятерке, шестерке шли. И потом, когда разведчики подошли, сказали: »Подождите, останавливаемся», мы увидели лошадиные следы и духовские следы. Разведка выдвинулась в сторону по следам, и, оказывается, они там. <…> Но это было еще не доходя до высоты 776. Они напоролись там…там сколько-то духов у них как бы окопано было. В общем, они там этих духов завалили, <…> а когда они вернулись, сказали, что вот там было 4 или 5 человек духов, ну, как бы с ними все, закончили. <…> Потом мы дальше пошли на высоту 776. <…> Вот шел командир у нас роты, Молодов, потом еще шел, потом я шел, и ребята дальше шли. И мы услышали выстрелы, впереди разведчики начали, как потом мы уже поняли, <…> что напоролись друг на друга разведки чехов и наши, и завязался бой», – вспоминает Александр Супонинский, гвардии старший сержант, Герой России.
«И когда уже один из разведчиков вернулся, кто-то вернулся и сказал, что идет бой, <…> а мы тут спереди были, и тут я услышал выстрел из леса, и передо мной упал ротный наш Молодов, ему снайпер попал в шею. <…> И тут такой склон был, мы начали на склоны падать, и я, и еще один парень хотел Молодова оттащить, чтобы спустить его с высоты. Был второй парень <…> уже раненый, а около меня взорвался из подствольного гранатомета ВОГ, и меня ранило уже в ногу. Вот это первые минуты боя были, и вот уже понесли первые потери. Комбат доложил, что один 200, Молодов погиб, и два 300-х – это были мы, два человека», – сказал он.
Он рассказал, что тогда было принято решение оттянуться на 776-ю высоту и закрепиться.
«А рота еще какая-то подтягивалась еще дальше, растянулась, и вот когда мы уже к этой непосредственно высоте 776 подошли, начали оборону закреплять, уже бой начался такой, что из зеленки уже начали нас обрабатывать, вот», – сказал Супонинский.
Командование тогда принял подполковник Евтюхин. Рота оттянулась на высоту 776 и пыталась закрепиться. Ни подготовленных позиций, ни времени на их оборудование не было: десантники вступили в бой практически с марша.
«Как-то бой начался, и, естественно, начали занимать оборону, то бишь мы не копались, ничего, начали занимать оборону. Кто как мог заняли оборону и начали вести бой. <…> Оборону там ведь можно занять по-разному, да. Вот кто там за деревом, кто увидит какое-то укромное место. То есть кто, как, что увидел, кто и как для себя увидел более лучшую позицию, тот занимает лучшую позицию, и, естественно, для ведения боя, вот, каждый занимал», – рассказал гвардии сержант Андрей Поршнев.
«Постоянно был плотный бой. Бой шел, да. То есть они и минометами шарахали по нам, плотный бой шел», – отметил он.
По словам рядового 6-й роты 104-го полка 76-ой дивизии Евгения Владыкина, рота растянулась, поскольку на машинах по тропе было не проехать, и военные несли весь груз на себе.
«Снайпера работали, стрелковое оружие было, подствольные гранатометы, РПГ. <…> Паники не было, просто как-то было жутковато, что ли. Все-таки первый раз стрелять в живых людей, <…> как-то не по себе все равно, хоть и враги. <…> Моменты были… затишье буквально минут по 10, по 15, и потом заново все начиналось. А потом уже в итоге начали пулять со всех сторон, ну как бы взяли в кольцо», – сказал Владыкин.
К высоте стягивались банды со всего ущелья, и в короткое время здесь сосредоточились силы, многократно превышающие численность десантников: две с лишним тысячи террористов против девяноста военнослужащих. В начале шестого утра 1 марта, собрав все силы, боевики пошли в атаку практически в полный рост, волна за волной, не обращая внимания ни на погибших, ни на раненых. Комбат Евтюхин осознавал, что при таком неравенстве сил гибель неизбежна. Но и тогда думал, как выполнить задачу и помешать прорыву.
«Марк Евтюхин, комбат, он к нам относился <…> как отец, как старший. <…> »Ребята, вызываем огонь на себя?» – он спросил у всех ребят, которые остались вот рядом с ним. <…> Мы сказали: «Да, вызываем». <…> У него была… для него, мне кажется, было мнение важно солдат, <…> как солдаты ответят на это. Потому что все же прекрасно понимают, что такое огонь на себя вызвать», – сказал Поршнев.
«Но быстро распределили офицеры уже там, я так это направление держал, распределили ребят, и прошло какое-то время, и автоматы, пулеметы затихли, и опять мы остались вот с ранеными ребятами, комбат, Доставалов, я, Андрей Поршнев и Романов. <…> Это уже было под утро, и нам давали 5 минут, они очень близко были уже, духи, и говорили: »Сдавайтесь, вам 5 минут». <…> До сих пор помню мое состояние, я поставил себе автомат сюда, под подбородок уже. «Ну, думаю, сейчас застре…». В плен я никак не хотел сдаваться. Думаю: «Сейчас если вот так, как меня хоронить будут, как меня, мать?» Начал к сердцу подтягивать, у самого слезы. И тут артиллерия, комбат вызвал огонь на себя», – вспоминает Супонинский.
Заместитель командира 4-й роты Владислав Антипов рассказал, что последние слова комбата они услышали около 6:15 утра.
«По-моему, в 6:15 последние слова комбата были, что он простился со всеми, и все. Больше никаких перехватов не было. <…> Да, комбат вызывал на себя огонь. Здесь был же и корректировщик, тоже вызывал. Последние слова корректировщика хорошо я помню, он сказал: »Лево 50. Прощайте, мужики!» <…> И все, больше вообще ничего не было в эфире. Только после этого мы уже, кто стоял на блоках, чуть дальше слышали, что были одиночные выстрелы, видно, когда достреливали наших раненых. Потом все стихло», – поделился он.
Рота полегла, но задержала противника и выиграла время для подхода федеральных сил. Именно после боя у высоты 776 в плен стали сдаваться целые подразделения боевиков. Такого не было за всю историю контртеррористической операции. А через две недели после героического боя уже громко звучал голос уставшего от террора боевиков чеченского общества: «Запретить в Чечне ваххабизм»!
Владимир Путин тогда прибыл в Чечню за штурвалом истребителя Су 27, проводить домой парашютно-десантный полк. В Псков президент приехал 2-го августа. Именно там прозвучали слова, которых многие ждали.
«Дорогие друзья, у нас сегодня и печальный, и торжественный день одновременно. Ровно год назад – хочу вспомнить сегодня об этом – было совершено дерзкое нападение террористов на Дагестан. Это было неожиданностью для многих, но не для всех. На самом деле, то, что это было неожиданностью для подавляющего большинства населения страны, в этом наша вина, вина руководства страны, вооруженных сил, правоохранительных органов. <…> Были, конечно, и те, кто не замечал происходящих событий или делал вид, что не замечал, но для многих было ясно, что необъявленная война против России, а это именно так, ведется уже давно, в течение нескольких лет. Бандиты и террористы делали пробные шаги и готовились, по сути, к полномасштабной агрессии, что и случилось год назад. <…> Мы сегодня низко склоняем головы перед 6-й ротой, перед всеми теми нашими военнослужащими, которыми мы вправе гордиться, которые не пожалели ничего, даже своей жизни, защищая интересы страны. Наши самые теплые слова благодарности всем близким, родственникам, матерям и отцам тех, кто не вернулся с этой войны. Вы воспитали настоящих сынов Отечества. Вечная слава 6-й роте, вечная слава всем, кто отдал свою жизнь за интересы России!», – сказал президент России.
Прибытие вертолета президента в район высоты 776 было неожиданностью даже для командования. Глава государства возложил цветы недалеко от места, где сражалась 6-я рота. Эта поездка не была безопасной, но дело в том, что Путин дал слово посетить место гибели бойцов – их близким и самому себе. Позже выяснилось, что все вокруг было заминировано. После отлета президента нашли несколько СВУ.
Последней очередью в том бою старший лейтенант Воробьев уничтожил полевого командира Идриса.
«А потом им дал команду: »Давайте, уходите. Может быть, вы останетесь в живых». И они вот ушли с этой высоты. Противник овладел высотой, вот. Алеша находился в какой-то расщелине. И вот, по всем данным, значит, когда правая рука Хаттаба Идрис прибыл на эту высоту и осматривал, эту высоту Алеша сделал прицельный выстрел и уничтожил вот этого Идриса, это правая рука Хаттаба. И он раненый просто. Когда его на утро нашли, он еще был теплый, и вот он лежал на снегу, автомат держал в руках, справа рваная перчатка шерстяная лежала. Несколько патронов на снегу валялись, и вот он так остался в этом положении. Когда старший брат узнал, что там бой идет на высоте, он взял группу солдат, вот, и прибыл на эту высоту. Подошел, вернее, в овраге увидел, люди, вот, и спросил: «Кто это там?» Там сказали, что это старший лейтенант Воробьев, Алексей Воробьев», – рассказал заместитель председателя Псковской городской думы, отец Героя России Алексея Воробьева Владимир Воробьев.
У Алексея остался маленький сын – Артем. А Сергей назвал сына в честь погибшего брата. Ничего удивительного, что эти братья Воробьевы тоже стали десантниками. И продолжили семейную традицию – шагать по Красной площади. Алексей участвовал в параде в 95-ом в составе коробки Рязанского училища.
— Алеш, вот эта фотография, это парад, вот. Алеша первый раз участвовал курсантом в составе коробки из Рязанского училища, участвовал в параде. Вот он здесь вот 5-я шеренга, 3-й справа, вот. Узнаешь, нет?
Конечно, узнаю. Вот мы, дедуль, в своё время в курсантские годы с братом Артёмом тоже участвовали в параде на Красной площади в 19-м году. Вот, дедуль, видишь?
Да, да, видно, вот, да, вот. Конечно, очень красиво смотрится, берет гордость за наших воинов, вот. Россия – она в сынах. Красиво.
Артем Воробьев попал в омскую учебную дивизию. Готовит младших командиров для воздушно-десантных войск. Алексей только что вернулся с передовой.
«У нашего выпуска с первых дней СВО было понимание, что мы все туда отправимся и будем выполнять свой воинский долг. Единственное, был вопрос времени – когда. И случилось, что мы досрочно выпустились и, спустя положенное нам время, дружно отправились выполнять свой воинский долг в зоне проведения специальной военной операции. Подвиг 6-й роты является примером и ориентиром для молодых курсантов, для солдат-срочников. Даже скажу вам больше: для тех, кто выполняет задачи в зоне специальной военной операции. И, насколько я помню, что для гвардии подполковника, Героя Российской Федерации Досягаева подвиг 6-й роты являлся примером и именно тем моментом в его жизни, в который он решил, что он сам хочет стать десантником. Я считаю, что у них не было возможности ни отступить, ни сдаться. Они прекрасно осознавали всю ту ответственность, которая легла на их плечи от мала до велика, от рядового до самого старшего офицера, и каждый понимал, что от их решения зависит будущее нашей страны», – говорит Алексей Воробьев.
Мемориал 6-й роте на Орлецовском кладбище во Пскове. Здесь Марк Евтюхин, комбат, его заместитель Александр Доставалов и еще несколько ребят. Имена всех этих героев сегодня помнят те, кто уже освобождают Донбасс и Новороссию.
При освобождении Елизаветовки в ходе зачистки котла под Курахово особо отличился Башкирский добровольческий батальон имени Александра Доставалова, уроженца Уфы. Бойцы подразделения воевали в Запорожье, в Горловке. На донецком направлении тяжелее всего, но, как известно, доставаловцы своих не бросают.
«Да. Вот очень много подразделений здесь находится, да, то есть на нашем направлении. И одно из подразделений, которое всегда-всегда вытаскивает своих товарищей, 300-й будь это, 200-й, мы, башкиры, всегда, встречая ребят из соседних полков, и когда говорят: »А, башкиры, да-да-да-да, вот мы там попали в такую ситуацию, нас вытащили башкиры, все». То есть башкиры здесь ассоциируются с людьми, которые берут на себя обязательства и выполняют», – рассказал лейтенант, командир 1-го взвода 5-й мотострелковой роты 2-го мотострелкового батальона с позывным Кама.
«Присутствует, да. У нас многонациональный, получается, татары, башкиры, дагестанцы, чеченцы, русские, разных областей. Такого нет, что бросили. Всегда друг другу помогаем, поддерживаем. Вот ребята молодцы, вас хорошо встретили», – рассказал старший стрелок с позывным Мага.
В батальоне очень ждут писем, которые приходят из Башкирского кадетского корпуса, который тоже носит имя Доставалова. Здесь учится один из внуков Героя России.
«Ну, когда я был в третьем классе, мне было 7 лет, нас с бабушкой, когда открывали бюст Достовалова, меня с бабушкой пригласили сюда на открытие. И тогда я узнала, что я внук Александра Васильевича Доставалова. И понимал, что в шестом классе надо сюда поступить и пойти по стопам деда. Они отбивали волны наемников с 29 февраля по 1 марта. Осталось 6 живых, 84 убитых. Ну, я оцениваю хоть то, что я его нарушил, но я оцениваю то, что он помог своим товарищам. То есть он, несмотря ни на что, пошел и помог. Ну, хочу почтить память деда, совершить такой же подвиг», – поделился внук Александра Доставалова Олег Шмидт.
«Передаю внуку Доставалова Олегу большой привет. Всем землякам города Мелеуза, где я вырос и живу, всей республике Башкортостан, кто нам помогает. Вернемся с победой. Победа будет за нами», – говорит старшина 5-й мотострелковой роты с позывным Серж.
«Олег, от всего батальона имени Героя России гвардии майора Александра Доставалова передаем тебе большой пламенный привет. Учись, будь мудрее всех, умнее всех и добьешься успеха обязательно. Однажды ты сменишь нас, мы пойдем на пенсию, на дембель, ты встанешь в ряды российской армии и будешь продолжать правое дело. Всем нашим землякам, кто находится сейчас дома на реабилитации или в отпуске, также всем передаем привет. Ребята, мы работаем», – заявил заместитель командира батальона по военно-политической работе, лейтенант Алексей Стародубцев.
Молодые десантники в Пскове тогда еще не родились. Но они тоже служат во славу шестой и бессмертной.
— Для меня бойцы 6-й роты остались героями своего времени, настоящие мужчины, которые сражались за свою Родину.
Доблесть, мужество.
Для меня эти парни пример для подражания.
Пример. Настоящие мужчины.
«Шестая рота остается для нас мужеством, показателем того, что десантники никогда не сдаются. Рота, которая шагнула в бессмертие, всем всегда бывает страшно, но за Россию надо всегда стоять! Слава ВДВ!»
Та самая высота 776, на которую опирается знаменитый купол. Сегодня, спустя 25 лет, уже можно с уверенностью сказать, что подвиг 6-й роты стал опорой для всей страны, он действительно изменил Россию, вернул смысл подзабытым словам «честь», «Родина». Невозможно рассказать о каждом из 84 героях, но мы помним, и вы вспомнили сегодня этих простых, обыкновенных парней, которые своей жизнью и смертью заставили миллионы поверить и в победу России, и в ее возрождение.

