
«Колхида» это один из самых неоднозначных и обсуждаемых грузовиков в истории Советского Союза, о котором до сих пор можно услышать ироничные шутки. Однако, несмотря на свою репутацию, в постсоветских странах встречаются ещё рабочие экземпляры этой машины. Кутаисский автозавод, основанный в 1950-х, начал с производства запчастей, а затем перешёл к выпуску грузовиков, за основу которых брались легендарные ЗИЛы. Портал njcar.ru рассказал, как сейчас выглядит этот завод, и что там теперь выпускают.
«Колхида», несмотря на всю критику, навсегда войдёт в историю как первый серийный бескапотный грузовик в СССР и пионер в области моделей со спальным местом. Однако нововведения, какими бы они ни были амбициозными, не были встречены с одобрением водителей.
«Колхида» 606 — главная модель, которая вызывает споры до сих пор. Внешне её можно было спутать со «Шкодой 706», но в техническом плане она была построена на базе ЗИЛ 164, только компоновка была изменена так, что потребовались существенные доработки конструкции. В результате грузовик приобрёл новую форму, но, к сожалению, не стал более надёжным.
Что касается технических характеристик, то «Колхида» оснащалась мотором ЗИЛ 157КЯ на 109 л.с., что для такого тяжёлого грузовика было катастрофически мало. На подъёмах машина буквально задыхалась, мотор перегревался и быстро выходил из строя. Качество сборки оставляло желать лучшего: кабина продувалась, окна выпадали, а запчасти были дефицитом. Ремонт был возможен только для тех, кто досконально знал конструкцию.
Несмотря на все эти недостатки, «Колхида» поступала в колхозы, а вокруг неё сложилась не самая лестная слава в народе говорили: «Гордость Грузии, слёзы России». Однако производитель не останавливался на достигнутом, и вскоре появился КАЗ 4540, который предложил лучшие условия для водителя. Однако его нестандартная компоновка, когда кабина буквально висела над землёй, вызвала у водителей недоумение и требовала времени на привыкание.
Хотя КАЗ 4540 был технически более совершенным, в сельской местности он не прижился, уступив место более привычным и удобным машинам. В 80-х годах Кутаисский завод выпускал до 5000 грузовиков в год, но с распадом СССР производство резко сократилось. В 1993 году было собрано всего 650 машин, а конкурентоспособность продукции на фоне зарубежной техники падала.
В середине 90-х интерес к заводским мощностям проявила компания General Motors, однако, после тщательной оценки ситуации, отказалась от инвестиций из-за нестабильных условий в стране. Производство продолжилось, но уже на уровне минимальных объёмов всего десятки машин в год.
В начале 2000-х завод пытался запустить несколько новых брендов: MAN, КамАЗ, а также производить трактора, но все попытки оказались неудачными. Завод постепенно начал распродажу активов, а ныне его мощности используются в основном для производства автозапчастей, арендуемых частными компаниями. Согласно последним данным, на заводе трудится около 150 человек, но грузовики под маркой «Колхида» или другие модели уже не выпускаются.
