
Ситуация с парковкой во дворах давно переросла в нечто большее, чем просто бытовая проблема. Конфликты здесь становятся почти что хроникой словесные перепалки, поцарапанные авто, проколотые шины, а порой и открытые драки. Количество машин продолжает расти, но количество парковочных мест, увы, нет. Владелец юридической компании рассказал в интервью порталу njcar.ru, как обеспечить себе постоянное место под окном, не вступая в конфликт с соседями и ГАИ.
Некоторые жильцы придумывают способы «приватизации» двора: ограждают участок конусами, выставляют складные барьеры или паркуют прицеп исключительно ради того, чтобы держать за собой нужное пространство. Визуально это похоже на частное место, но по факту юридической силы у такой «резервации» нет.
Согласно статье 19.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, самовольное занятие общего пространства квалифицируется как самоуправство. Даже если вы выровняли участок, привезли гравий или лично заасфальтировали кусок дороги это не даёт права распоряжаться им по своему усмотрению. Дворовая территория принадлежит всем жильцам, а не конкретному энтузиасту.
Если вы стали свидетелем подобных попыток захвата, вы вправе подать жалобу участковому или в управляющую организацию. Эти службы обязаны реагировать: провести проверку, выдать предписание, а при необходимости демонтировать препятствия.
Недавно Верховный суд РФ напомнил: даже если жильцы поставили шлагбаум и решили «распределить» парковочные места между собой, они не вправе лишать кого-либо доступа. Так, в одном деле собрание собственников постановило не впускать соседку на парковку, однако суд встал на её сторону, сославшись на Жилищный кодекс (ст. 16 ч. 5 и ст. 36 ч. 2), где прямо указано: вся придомовая территория общее имущество, и каждый владелец квартиры имеет право ею пользоваться.
Закрепить парковочное пространство за собой можно, но только на законных основаниях. Единственно верный путь провести общее собрание жильцов, утвердить схему, нанести разметку, возможно, перераспределить пространство, чтобы добавить несколько дополнительных мест. При желании и наличии ресурсов можно даже организовать закрытую стоянку. Такой подход требует усилий, времени и согласия большинства, но гарантирует прозрачность, законность и спокойствие во дворе.
Всё начинается с места. Решили организовать стоянку у дома? Придётся заручиться поддержкой соседей: без согласия как минимум двух третей собственников, согласно Жилищному кодексу (статьи 36 и 46), такой проект не сдвинется с места.
Следующий шаг техническая подготовка. Необходим профессиональный проект, в котором будут учтены все коммуникации, скрытые под землёй: трубы, силовые кабели, линии связи. Этот документ нужно обязательно согласовать с местными органами власти и коммунальными службами.
После утверждения проекта начинается организационный этап. На общем собрании обсуждается выбор подрядчика, определяются сроки работ, бюджет и другие ключевые моменты. Кстати, во многих дворах аккуратные парковочные площадки появились не на пустом месте, а на территории, где раньше стояли «ракушки» те самые металлические гаражи. После их демонтажа водители нередко продолжали ставить машины на освободившиеся участки.
