
Китайские автопроизводители уверенно закрепились в России: с каждым годом их модели всё чаще мелькают на дорогах, а марки вроде Chery, Haval и Geely стабильно занимают позиции в верхних строчках рейтингов продаж. Компании из КНР активно локализуют производство за границей, а их автопром за последние годы проделал путь от скепсиса до международного признания.
Китай один из ключевых рынков для глобальных автомобильных концернов. Это колоссальный потребительский кластер, способный заметно повлиять на мировую статистику продаж. Пока иностранные бренды осваивали нишу, местные игроки индустрии не остались в стороне они последовательно наращивали своё присутствие, включая экспансию на внешние рынки.
Однако, как рассказал в интервью порталу njcar.ru владелец сети автосалонов по продаже машин из КНР, наблюдается парадокс: автомобили, которые за пределами Китая воспринимаются как конкурентоспособные, внутри страны почти не продаются. Например, Changan удерживает пятое место по количеству реализованных автомобилей, Geely занимает шестую позицию, а такие бренды, как Chery и Haval, при всей своей популярности в России, порой не входят даже в десятку лидеров китайского авторынка.
На протяжении многих лет бренд Volkswagen пользуется неизменным доверием среди китайских водителей. Немецкий концерн не ограничивается узкой линейкой на рынке представлены десятки модификаций, рассчитанных на самый разный потребительский сегмент. Инфраструктура компании в КНР внушительна: десять производственных площадок, часть из которых специализируется на сборке агрегатов, а другие выпускают автомобили в готовом виде. В 2024 году Volkswagen уверенно занял вторую позицию по продажам в стране, охватив более 10% местного рынка.
Японские производители, в частности Toyota и Honda, по-прежнему остаются значимыми игроками. Toyota удерживает третью строчку с долей 8,1%, а Honda расположилась на четвёртом месте, контролируя около 6% продаж. Однако наблюдается устойчивая тенденция к снижению их популярности, обусловленная стремительным усилением китайских конкурентов, которые активно вытесняют традиционные зарубежные бренды с лидирующих позиций.
Показателен случай компании BYD безусловного лидера рынка на сегодняшний день. Когда-то её продукция появлялась и на российском рынке, но не пользовалась особым спросом: автомобили критиковали за недоработанный внешний вид, сомнительное качество материалов и инженерные решения, вызывавшие вопросы. Сегодня же бренд стал символом технологического прорыва, локального успеха и по-настоящему новой эпохи в китайском автомобилестроении.
За последние годы расстановка сил на китайском рынке легковых автомобилей изменилась до неузнаваемости. Компании, ориентированные на «зелёные» технологии, начали стремительно набирать обороты. Яркий пример: BYD, которая сделала акцент на выпуске электрифицированных моделей, включая как гибриды, так и полностью электрические транспортные средства. Ставка на технологичность, сбалансированную стоимость и практичность оказалась удачной потребители откликнулись на это уверенным спросом. Итоги не заставили себя ждать: доля BYD достигла почти 12% внутреннего рынка.
Государственная политика КНР лишь подстёгивает развитие сектора. Поддержка в виде налоговых стимулов, доступной зарядной инфраструктуры и субсидий сделала электромобили не только модными, но и рациональными с экономической точки зрения. В этих условиях традиционные бренды, такие как Chery или Haval, временно утратили свои позиции и вынуждены догонять лидеров. Интересный парадокс модели этих марок всё чаще можно встретить за пределами Китая, например, в России, чем на родных улицах Шанхая или Гуанчжоу.
